Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
В.А.Сухомлинский
Характеристика детей с ОВЗ это :
дети с нарушением слуха,
дети с нарушением зрения,
дети с нарушением речи (ОНР, ТНР)
дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые),
дети с задержкой психического развития (ЗПР),
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП),
дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Общая характеристика детей с ОВЗ
-непроизвольность движений;
-боязнь страх посещений нового места, трудности при общении с новыми людьми;
-расстройство речевой функции или отсутствие речи;
-необщительность, безынициативность;
-проблемы с памятью и устойчивостью внимания у дошкольников.
Различные виды музыкальной деятельности детей с ОВЗ:
1.Слушание музыки.
Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.
Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус.
Гиперактивные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания
2. Пение
Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пение способствует:
развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.).
Расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного).
Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
3. Игра на музыкальных инструментах
Коррекционные задачи:
Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон
Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т. д.
Развитие музыкально –ритмического чувства. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.
4. Музыкально-ритмические движения
В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения
и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
5. Театрализация
В ходе подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности..
6. Досуговая деятельность
Выступление на праздниках и конкурсах развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует
значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.
Методы и приемы работы с детьми ОВЗ:
Словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, обсуждение)
Наглядный метод (показ упражнений, фотографий, слайдов, иллюстраций, прослушивание ритма и темпа движений, музыки).
Практический метод
Игровой метод.
Игровые методы и приемы
Загадывание загадок;
Введение элементов соревнования;
Создание игровой ситуации. окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу.
Они верят в себя!
Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги.
И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются,
они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны обществу.
Они верят в себя!
💟 💟 💟
Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с ОВЗ, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия муз.материала.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, с ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому работу строила на основных принципах:
Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
Принцип от простого к сложному;
Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.Пение очень полезно для детей с ОВЗ, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласных, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
Принцип от простого к сложному;
Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции различных нарушений.Пение очень полезно для детей с ОВЗ, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласных, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Много внимания и усилий уделяю работе над развитием чистоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом.
Ребенку с отсутствием речи, при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении.
Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.
Структура музыкальной деятельности и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий