«Целебная музыка»
Музыка, занимающая немаловажное место в жизни человека, не только облагораживает его, но и обладает способностью оказывать воздействие на психическое и физическое состояние.
Музыкальная терапия.
Если
вы полагаете, что музыкотерапия - новомодное ”чудо-средство”, предлагаемое
всякого рода шарлатанам своим доверчивым пациентам, то ошибаетесь. О применении
музыки в лечебных целях говорится в древнейших памятниках письменности,
дошедших до нашего времени. Например, выдающиеся представители античности,
такие как Пифагор и Аристотель, Платон, советовали с помощью музыкальных звуков
восстанавливать гармонию в человеческом теле. Известно, что Авиценна (Ибн
Сина), живший около 980-1037гг., будучи ученым, философом, врачом, лечил музыкой
правителей Средней Азии и Ирана от нервных и психических заболеваний. Его
энциклопедия в пяти томах ”Канон врачебной науки” в Средние века был
руководством к действию для всех медиков Европы. В начале 19 века некоторые
европейские врачи стали использовать музыку для восстановления здоровья
пациентов психических клиник. До определенного времени применение музыки в
медицине носило преимущественно эмпирический характер. В 20 веке особенно во
второй его половине, когда музыкальная терапия получила научное обоснование и
признание ученых, она стала широко практиковаться в различных странах мира.
Воздействие
музыки бесспорно, музыка обладает большой силой эмоционального
воздействия и целительными свойствами, она влияет на многие функции, состояния
и процессы человеческого организма.
Концентрация
внимания.
Некоторые
из нас относятся к такой категории людей, о которых говорят, что они
”растекаются мыслью по древу”, ”грезят наяву”. Иногда кто-то не в силах
сосредоточиться, чтобы завершить работу над докладом, статьей, романом,
картиной. Установлено, что определенная музыка создает динамичный баланс между
более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Если вы
послушаете музыку Моцарта в течении 10-15 минут, это поможет вашему сознанию обрести
четкость и повысит уровень умственной организации.
Дыхание.
Человек
дышит ритмично. Если он прибывает в умиротворенном состоянии, то, как правило, делает 25-35 вздохов в минуту.
Глубокое, медленное дыхание способствует покою и контролю над эмоциями,
активизирует мышление и улучшает обмен веществ. Прерывистое дыхание путает
мысли, приводит к аналогичному поведению, то есть провоцирует ошибки. Если
прослушать спокойную мелодию, можно углубить и замедлить дыхание, дать
возможность мозгу успокоиться. Иногда быстрая и громкая музыка создает эффект,
когда становится трудно дышать. В качестве примера такого ”физиологического”
воздействия музыки приводят сочинения Вагнера.
Сердечный ритм.
Оказывается,
даже работу сердца можно регулировать с помощью музыки. В зависимости от
частоты, ритма и громкости музыкального произведения ускоряется или замедляется
движение сердца, меняется кровяное давление. Чем быстрее музыка, тем быстрее
бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений.
Все это, конечно, в разумных пределах. Как и ритм дыхания, более медленное
сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самому себя исцелять.
Поэтому музыку и называют ”естественным миротворцем”.
Температура тела.
Неожиданный
скрип двери, вой собаки и другие неприятные звуки вызывают испуг и чувство
страха, когда как говорится, мурашки бегут по телу. Нередко создатели фильмов в
сценах ожидания опасности используют раздражающую диссонансную музыку. И
зритель чувствует, что его бросает, то в жар, то в холод. Доказано, что
некоторые звуки, включая музыкальные, оказывают влияние на температуру тела и,
следовательно, на адаптацию к теплу и холоду. Громкая музыка с сильными ритмами
способна повысить температуру тела на несколько градусов, мягкая музыка со
слабовыраженными ритмами - снизить ее.
Стресс и боль.
Нередко
в условиях стресса мы принимаем фармакологические средства. Оказывается,
в некоторых случаях музыка может заменить лекарства. Уровень гормонов стресса в
крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую
спокойную музыку. Кроме того, существует теория, согласно которой музыкальное
удовольствие, ощущение подъема, который вызывает прослушиванием музыки,
является результатом высвобождения эндорфина - вырабатываемого мозгом
”собственного опиума”. В результате исследования было обнаружено, что женщинам,
которые слушали определенную музыку при родах, не требовалась анестезия.
Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и тем самым снижает
потребность в лекарствах.
Восприятие времени.
Мы
все замечали, как музыка стимулировала к активности или приводила нас в
состояние пассивности. Например, бравурная музыка марша может ускорить шаг.
Классическая музыка эпохи барокко провоцирует замедление всех движений. Мелодии
романтизма помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая
музыка может заставить время остановится, продлить какие-то мгновения. С другой
стороны, в ситуации тягостного ожидания, когда минуты кажутся часами, яркая
живая музыка может ускорить бег времени.
Подсознание.
”Мне
под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую,
что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу”,- писал
Л.Н.Толстой. Музыка уводит человека в лабиринты памяти и область
подсознательного. Музыка улучшает восприятие символики - деятели искусства
прекрасно это понимают. Музыкальное сопровождение любого творческого действа
способно значительно повысить интерес к тому, что происходит на экране, сцене,
в выставочном зале. Музыка пробуждает ассоциации, взывая к подсознанию зрителя.
Некоторые психоаналитики используют расслабление в сочетании с музыкой для
”прорыва” в подсознательную область пациента.
Лекарство есть лекарство.
Как
любое лекарство, музыка - не панацея от всех недугов. ”Применять” ее следует
избирательно, осмотрительно, в определенных ”дозах”, а главное - по совету
специалиста. К сожалению, пока в нашей стране таких врачей мало. Однако при
желании в большом городе можно найти музыкального терапевта или способ
познакомиться со специальным научным исследованием. Предположим, у вас нет музыкального образования, вы редко
слушаете музыку, так сказать, специально - для успокоения, поднятия настроения
получения наслаждения и т.д. Если вы захотите, то сможете превратить свое
общение с музыкой в более продуктивное.
Прослушайте несколько произведений разных времен и народов, сочинения
композиторов, представляющих различные музыкальные стили. Может быть, вы
откроете для себя то самое, что действует на вашу психику и тело наиболее
эффективно. Следует также иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует
несколько стилей. Возможно, вам нравятся джазовые композиции. Быстрый джаз
заставит вашу кровь активнее циркулировать, повысит пульс и вызовет избыточное
выделение гормонов, в то время как медленный джаз способен снизить кровяное
давление, перевести мозг в режим успокоения и ”увести” от проблем. Важно
учитывать, что у каждого человека есть личные музыкальные предпочтения. Поэтому
ваша любимая целительная музыка не должна звучать слишком громко.”Лекарство”
предназначено только для вас, а не для всех ваших домочадцев и соседей.
Всем известно, что основой
жизнедеятельности организма является движение, поэтому на
музыкальных занятиях главным лейтмотивом
идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе
какого-либо вида деятельности .
Дошкольный возраст –
один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти
годы закладываются основы здоровья, гармонического умственного, нравственного и
физического развития ребенка, формируется личность человека.
Музыка и движение
формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность
импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость,
удовольствие .
Музыка и движение
гармонично способствуют тренировке подвижности нервных процессов, что приводит
к развитию волевой саморегуляции. Умение действовать в коллективе формирует
такие волевые качества, как выдержка, решительность, смелость, настойчивость в
достижении цели .
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической
релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как
индивидуальности.
Практика использования музыкально-ритмической деятельности
показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми, тем выше результаты в
развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики,
пластичности, выразительности движений,
невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Музыкальная
деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей в
дошкольном учреждении включает в себя музыкально- ритмические упражнения,
музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально- игровое и танцевальное
творчество.
Музыкальные
игры - ведущая
форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в
различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.
Хороводы - чаще всего проходят под народные
песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя
различные роли.
Танцы- построены на зафиксированных движениях в
определенной
последовательности и
построении, состоят из знакомых элементов движения.
Музыкальное и игровое творчество- в процессе музыкально-ритмического
творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций
движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в
сотворчестве с «педагогом, происходит активное формирование как специальных
компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в
структуре художественно- творчеких способностей, таких как: эмоциональная
отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость
и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных
стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и т.д.
Через музыку и движение у
ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но
и любовь к жизни, человеку, природе, общению, формируется внутренний духовный
мир ребенка .
Комментариев нет:
Отправить комментарий