«Целебная музыка»
Музыка, занимающая немаловажное место в жизни человека, не только облагораживает его, но и обладает способностью оказывать воздействие на психическое и физическое состояние.
Музыкальная терапия.
Если вы полагаете, что музыкотерапия - новомодное ”чудо-средство”, предлагаемое всякого рода шарлатанам своим доверчивым пациентам, то ошибаетесь. О применении музыки в лечебных целях говорится в древнейших памятниках письменности, дошедших до нашего времени. Например, выдающиеся представители античности, такие как Пифагор и Аристотель, Платон, советовали с помощью музыкальных звуков восстанавливать гармонию в человеческом теле. Известно, что Авиценна (Ибн Сина), живший около 980-1037гг., будучи ученым, философом, врачом, лечил музыкой правителей Средней Азии и Ирана от нервных и психических заболеваний. Его энциклопедия в пяти томах ”Канон врачебной науки” в Средние века был руководством к действию для всех медиков Европы. В начале 19 века некоторые европейские врачи стали использовать музыку для восстановления здоровья пациентов психических клиник. До определенного времени применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. В 20 веке особенно во второй его половине, когда музыкальная терапия получила научное обоснование и признание ученых, она стала широко практиковаться в различных странах мира.
Воздействие музыки бесспорно, музыка обладает большой силой эмоционального воздействия и целительными свойствами, она влияет на многие функции, состояния и процессы человеческого организма.
Концентрация внимания.
Некоторые из нас относятся к такой категории людей, о которых говорят, что они ”растекаются мыслью по древу”, ”грезят наяву”. Иногда кто-то не в силах сосредоточиться, чтобы завершить работу над докладом, статьей, романом, картиной. Установлено, что определенная музыка создает динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Если вы послушаете музыку Моцарта в течении 10-15 минут, это поможет вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.
Дыхание.
Человек дышит ритмично. Если он прибывает в умиротворенном состоянии, то, как правило, делает 25-35 вздохов в минуту. Глубокое, медленное дыхание способствует покою и контролю над эмоциями, активизирует мышление и улучшает обмен веществ. Прерывистое дыхание путает мысли, приводит к аналогичному поведению, то есть провоцирует ошибки. Если прослушать спокойную мелодию, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность мозгу успокоиться. Иногда быстрая и громкая музыка создает эффект, когда становится трудно дышать. В качестве примера такого ”физиологического” воздействия музыки приводят сочинения Вагнера.
Сердечный ритм.
Оказывается, даже работу сердца можно регулировать с помощью музыки. В зависимости от частоты, ритма и громкости музыкального произведения ускоряется или замедляется движение сердца, меняется кровяное давление. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и ритм дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самому себя исцелять. Поэтому музыку и называют ”естественным миротворцем”.
Температура тела.
Неожиданный скрип двери, вой собаки и другие неприятные звуки вызывают испуг и чувство страха, когда как говорится, мурашки бегут по телу. Нередко создатели фильмов в сценах ожидания опасности используют раздражающую диссонансную музыку. И зритель чувствует, что его бросает, то в жар, то в холод. Доказано, что некоторые звуки, включая музыкальные, оказывают влияние на температуру тела и, следовательно, на адаптацию к теплу и холоду. Громкая музыка с сильными ритмами способна повысить температуру тела на несколько градусов, мягкая музыка со слабовыраженными ритмами - снизить ее.
Стресс и боль.
Нередко в условиях стресса мы принимаем фармакологические средства. Оказывается, в некоторых случаях музыка может заменить лекарства. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Кроме того, существует теория, согласно которой музыкальное удовольствие, ощущение подъема, который вызывает прослушиванием музыки, является результатом высвобождения эндорфина - вырабатываемого мозгом ”собственного опиума”. В результате исследования было обнаружено, что женщинам, которые слушали определенную музыку при родах, не требовалась анестезия. Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и тем самым снижает потребность в лекарствах.
Восприятие времени.
Мы все замечали, как музыка стимулировала к активности или приводила нас в состояние пассивности. Например, бравурная музыка марша может ускорить шаг. Классическая музыка эпохи барокко провоцирует замедление всех движений. Мелодии романтизма помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая музыка может заставить время остановится, продлить какие-то мгновения. С другой стороны, в ситуации тягостного ожидания, когда минуты кажутся часами, яркая живая музыка может ускорить бег времени.
Подсознание.
”Мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу”,- писал Л.Н.Толстой. Музыка уводит человека в лабиринты памяти и область подсознательного. Музыка улучшает восприятие символики - деятели искусства прекрасно это понимают. Музыкальное сопровождение любого творческого действа способно значительно повысить интерес к тому, что происходит на экране, сцене, в выставочном зале. Музыка пробуждает ассоциации, взывая к подсознанию зрителя. Некоторые психоаналитики используют расслабление в сочетании с музыкой для ”прорыва” в подсознательную область пациента.
Лекарство есть лекарство.
Как любое лекарство, музыка - не панацея от всех недугов. ”Применять” ее следует избирательно, осмотрительно, в определенных ”дозах”, а главное - по совету специалиста. К сожалению, пока в нашей стране таких врачей мало. Однако при желании в большом городе можно найти музыкального терапевта или способ познакомиться со специальным научным исследованием. Предположим, у вас нет музыкального образования, вы редко слушаете музыку, так сказать, специально - для успокоения, поднятия настроения получения наслаждения и т.д. Если вы захотите, то сможете превратить свое общение с музыкой в более продуктивное. Прослушайте несколько произведений разных времен и народов, сочинения композиторов, представляющих различные музыкальные стили. Может быть, вы откроете для себя то самое, что действует на вашу психику и тело наиболее эффективно. Следует также иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует несколько стилей. Возможно, вам нравятся джазовые композиции. Быстрый джаз заставит вашу кровь активнее циркулировать, повысит пульс и вызовет избыточное выделение гормонов, в то время как медленный джаз способен снизить кровяное давление, перевести мозг в режим успокоения и ”увести” от проблем. Важно учитывать, что у каждого человека есть личные музыкальные предпочтения. Поэтому ваша любимая целительная музыка не должна звучать слишком громко.”Лекарство” предназначено только для вас, а не для всех ваших домочадцев и соседей.
25.04.2021
Влияние музыкально-ритмических
и танцевальных движений на всестороннее
развитие ребенка в ДОУ.
Всем известно, что основой
жизнедеятельности организма является движение, поэтому на
музыкальных занятиях главным лейтмотивом
идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе
какого-либо вида деятельности .
Дошкольный возраст –
один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти
годы закладываются основы здоровья, гармонического умственного, нравственного и
физического развития ребенка, формируется личность человека.
Музыка и движение
формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность
импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость,
удовольствие .
Музыка и движение
гармонично способствуют тренировке подвижности нервных процессов, что приводит
к развитию волевой саморегуляции. Умение действовать в коллективе формирует
такие волевые качества, как выдержка, решительность, смелость, настойчивость в
достижении цели .
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической
релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как
индивидуальности.
Практика использования музыкально-ритмической деятельности
показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми, тем выше результаты в
развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики,
пластичности, выразительности движений,
невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.
Музыкальная
деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей в
дошкольном учреждении включает в себя музыкально- ритмические упражнения,
музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально- игровое и танцевальное
творчество.
Музыкальные
игры - ведущая
форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в
различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.
Хороводы - чаще всего проходят под народные
песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя
различные роли.
Танцы- построены на зафиксированных движениях в
определенной
последовательности и
построении, состоят из знакомых элементов движения.
Музыкальное и игровое творчество- в процессе музыкально-ритмического
творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций
движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в
сотворчестве с «педагогом, происходит активное формирование как специальных
компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в
структуре художественно- творчеких способностей, таких как: эмоциональная
отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость
и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных
стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и т.д.
Через музыку и движение у
ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но
и любовь к жизни, человеку, природе, общению, формируется внутренний духовный
мир ребенка .
==============================================
ФОНОВАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА.
Комментариев нет:
Отправить комментарий